В мире искусства
Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов Росии. Президент РФ Владимир Путин поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Об этом он заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которое прошло в Нальчике.
«Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем, сделаем это в 2022 году», – сказал глава государства.
Владимир Путин добавил, что важно хорошо и содержательно наполнить программу Года, учитывая особенности каждого региона. Министр культуры РФ Владимир Мединский поблагодарил Президента РФ и отметил, что этого решения ждали в регионах страны.
«Это огромная радость для миллионов людей, которые занимаются народным творчеством, которые увлечены народным искусством по всей стране. Мы видим, что для людей это – дело, которому они посвящают всю свою жизнь, которое объединяет представителей самых разных поколений», – сказал Владимир Мединский.
Краткая история балета
Достаточно трудно в нескольких фразах пересказать историю такого направления танца, как балет. Уходящий своими корнями в самые глубины истории, он и по сей день остаётся предметом гордости, почтения и любви среди многих ценителей данного вида искусства. Формирование балета как отдельной части культурного общества начался в эпоху Ренессанса, когда происходило массовое увлечение культурой древних времён, в том числе и Древней Греции. Происходило становление личности человека, танец стал одним из способов самовыражения. В эпоху Ренессанса балет был мало похож на современный. XVII век во Франции. Благодаря Людовику 14-му танцы при дворе приобрели огромную популярность в масштабах целой страны. Основанная им же Королевская Академия Музыки всячески содействовала распространению этого культурного явления, открываются различные мелкие школы по всей стране.
У каждого танца есть своя красота. За что можно любить балет, любить изнутри? Мне лично он дорог за его стройность, за его поэтапность, за его строгость. За то, что можно отрешаться от мира настроившись на музыку и движения.
XVIII век. Балет начинает приобретать вполне современный облик, выходит книга "Мастер танцев" (автор Pierre Rameau), а Мария Тальони становится первой танцовщицей на пальцах ног (балериной).
С 1738-го года начинается формирование школы русского балета, основывается Академия русского балета в Санкт-Петербурге (одна из самых старых школ балета во всём мире). Написание музыки к бальным танцам становится весьма популярным среди композиторов тех лет.
Петр Первый стал основоположником балетного искусства в России. Само рождение Петербурга явилось первой предпосылкой появления русского балета. Петр активно внедрял в русскую жизнь многие иноземные обычаи, в их числе были и всевозможные развлечения. При Петре появился действующий на постоянной основе публичный театр.В 1718 году в Петербурге им были учреждены ассамблеи, где надлежало танцевать западноевропейские бальные танцы, те самые танцы, которые составляли основу балета того времени. Появились первые учителя танца – иностранцы. Умение хорошо танцевать считалось обязательным для представителей высшего сословия. Это положило начало публичным балам в России и развитию бальных танцев. В учебных заведениях бальный танец входил в число обязательных дисциплин.
Эпоха Романтизма начала XIX века ассоциируется с балетами, фокусирующимися на эмоциях, с фантазией и богатыми духовными мирами и балеринами, бестелесно порхающими на пуантах… Эта эпоха в западноевропейском балетном театре связана с легендарными именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро и породила такие шедевры, как "Сильфида" и "Жизель". Затем появился Русский Балет, начавший революцию в балетном искусстве и Нижинский, вернувший мужчинам равноправие с балеринами.
Эпоха Романтизма начала XIX века ассоциируется с балетами, фокусирующимися на эмоциях, с фантазией и богатыми духовными мирами и балеринами, бестелесно порхающими на пуантах… Эта эпоха в западноевропейском балетном театре связана с легендарными именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро и породила такие шедевры, как "Сильфида" и "Жизель". Затем появился Русский Балет, начавший революцию в балетном искусстве и Нижинский, вернувший мужчинам равноправие с балеринами.
Модернизм в танце начала 20 века противостоял классическому балету, провозглашая новые формы и движения: Айседора Дункан, Марта Грэхэм, Мерс Каннингхэм... Основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан.
Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм. Источником вдохновения Дункан считала природу. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн. Танец Модерн (Modern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун. В России одними из первых последователей этого направления были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.
Продолжали развиваться и бальные танцы. Благодаря учителям и танцорам Англии – Имперское общество Учителей Танца (ISTD) в 1924 году утвердило 4 танца из европейской танцевальной программы (Стандарта): медленный вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп (быстрый фокстрот). Со временем к ним присоединился Венский Вальс и танцы латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
В шестидесятые годы заявляет о себе постмодернизм, который делает уклон на простоту, красоту мелких вещей, безыскусственность. Проводятся манифесты против простых показух, костюмов, "сырых" выступлений, в которых очередной раз показываются надоевшие всем сюжеты. Но, к сожалению, отсутствие этих же костюмов, бутафории и сюжета никак не способствуют развитию танцевального шоу, потому спустя недолгое время на устах хореографов современного танца и на сцене снова появляется то, против чего боролись - художественное оформление, декорации, костюмы, "уровень шока" и т.д. Танец Постмодерн (Postmodern Dance) - направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
Уже к восьмидесятым годам классический танец вернулся в свой прежний вид, а современный танец (contemporary dance) стал достоинством профессионалов, высокотехничным и признанным искусством. Эти две формы танца существуют одновременно, почти не соперничая, оставивши между собой лишь малую долю неприязни. Сегодня искусство танца проникнуто жесткой конкуренцией и хореографы борются за то, чтобы именно их творчество назвали самым шокирующим. Однако при этом танец не потерял своей красоты и легкости и до сих пор восхищает силой, гибкостью, профессионализмом, которых не было доныне.
Современный танец (Contemporary Dance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
В настоящее время развитие балета в России происходит по различным жанровым течениям и направлениям, присутствует множество балетных трупп. Но в балете есть и некое очарование. Это очарование птиц, которые летят и танцуют от любви. Это очарование музыки и движений. Для меня же это очень красивый танец и стройная система, где все поэтапно, где все строго, но... есть свои вариации. Это и растяжка, и движение в танце и просто полет в прыжке.. Танец.. как много для меня в этом звуке, но для меня танец начался с балета. Помню, ох, как мне не понравился он....как показался сложным, но потом.. потом произошло осознавание его и понимание. Скажу честно, здесь важно очень с кем вас столкнет судьба. Мне повезло с педагогом.)Все просто и я как-то прикипела к нему. И память о нем, как о движении, о порхании на сцене, о строгом движении рук и пальцев....она не исчезнет, а замрет бабочкой внутри меня.
История кинематографа
Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.
Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеодисков.
Рождение кинематографа
Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).
Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течении 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства обладающий своими собственными художественными средствами.
Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако в последствии Уильям Диксон - соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф - прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.
В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.
Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днем рождения звукового кино.
Дальнейший технический прогресс в кино
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего цвета) вышел еще в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
В 1950-х годах технический прогресс зашел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука.
В настоящее же время существуют очень изощренные системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, все это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.
Стерео
Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим и трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.
Первый стереоскопический игровой фильм - "Сила любви" - был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.
Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера "Дьявол Бована" стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остроприключенческий фильм "Крылья отваги" был показан в 120 кинотеатрах по всему миру
Праздник 27 марта - Международный день театра
World Theatre Day - всемирный день театра, был установлен девятым конгрессом Международного института театра в 1961 году. Праздничной датой назначено 27 марта. Этот день отмечают все международные театральные общества.
Международный институт театра занимается расширением творческого сотрудничества во всем мире, что главным образом сводится к обмену информацией о новых театральных постановках.
Членом этого института являлся в своё время и Советский Союз с 1959 года. В 1961 году СССР стал постоянным членом исполнительного комитета института театра. Теперь этим членом является и Россия.
В 1962 году французский художник и писатель Жан Кокто написал первое международное послание в честь Всемирного дня театра.
Краткая история театра
Древнегреческое слово theatron означает «место, где смотрят». Более подходящего названия для этого действа трудно было и придумать.
Но первая театральная постановка состоялась не в Греции, а в Египте, примерно в 2500 году до нашей эры. Сюжет был на тему египетской мифологии, а точнее, об истории бога Осириса.
Позже, в Греции, театральные постановки стали формироваться как вид искусства, с определением жанров.
Древнегреческое театральное искусство
Самыми популярными в Греческом обществе были жанры комедия и трагедия, зародившиеся в пятом веке до нашей эры в Афинах. Соответствующие этим жанрам театральные маски стали настоящими символами.
Из греческой религиозной церемонии сформировался жанр драмы.
Афинский театр имел центральный круг (сцену) и длинные (более чем в полуокружность) ярусы зрительных рядов. Это была открытая постройка из камня. Напротив зрительных рядов находилась и вытянутая крытая узкая площадка, по-гречески скена. Здесь актеры переодевались, но не только. Передняя стена скены исполняла роль декорации. А на крыше скены также можно было ставить постановки. Примером такого театрального сооружения является Афинский театр Диониса, частично сохранившийся до наших дней. Можно сказать, что это был прообраз западноевропейского театра.
Римское театральное искусство
В Древнем Риме театральное искусство развивалось относительно слабо. Римляне переняли греческие театральные традиции, отринув связь с религиозными церемониями и превратив театральные действия в развлекательные представления. «Хлеба и зрелищ!» - выкрики римских плебеев докатились и до наших времен.
В конце концов, литературные постановки в Риме были вытеснены вульгарными выступлениями мимов и кровожадными гладиаторскими боями.
Мимические фарсы не нуждаются в специальных сооружениях, для них вполне достаточно простого деревянного помоста.
Но было и у Римлян одно театральное нововведение – амфитеатр для грандиозных зрелищ, одним из которых являлась навмахия – разыгрывание потешного морского боя на затопленной водой арене.
Иногда в амфитеатре проводились и мимические представления, для которых требовалось лишь установить подмостки в центре арены.
Индийское театральное искусство
Традиция театральных представлений в Индии также зародилось ещё до нашей эры. А предположительно во втором веке нашей эры был создан свод наставлений драматургам, актерам, постановщикам и костюмерам – «Натьяшастра». Точный автор этого технического руководства не известен.
В индийском театре большое внимание уделяется широкой системе жестов.
Японское театральное искусство
В 12-14 веках в Японии развитие получил театр Но, которому свойственны весьма стилизованные драмы. Постановки этого театра не для простой публики. Сцена театра Но деревянная, точной площадью в 1,7 кв.м., стоящей на четырех опорах. Актеры выходят на сцену по ведущему к ней длинному мостику. Декораций театром Но никаких не предусмотрено, зато принято использование различных масок.
Более демократичным стал появившийся в начале 17 века также драматический театр Кабуки. Представления театра Кабуки ведутся на узкой вытянутой площадке, внутри которой вращается сцена. Реалистичных декораций в театре Кабуки очень много. Обязателен и занавес. Широко используется грим вместо масок.
От задних зрительских рядов к сцене тянется узкий помост ханамити, что по-японски означает «цветочная тропа». Ханамити является уникальной чертой театра Кабуки.
Китайское театральное искусство
Традиционный театр Китая возник около 8 века. Представления ведутся в помещении треугольной формы, причем сцена выдается прямо в зрительный зал. Маски в китайском театре не приняты, вместо них используется грим. Движения в традиционном китайском театре стандартизированы и формальны.
Российское театральное искусство
В России в 17 веке был популярен придворный театр, стимулировавший развитие российского театрального ремесла. Истоками же театрального искусства можно назвать массовые народные обряды, а также древние сельскохозяйственные и охотничьи игрища.
В 1795 году граф Николай Шереметев в своем имении открыл театр-дворец «Останкино».
Европейское театральное искусство
Зачатки театра появились в церковной католической службе в 10 столетии. Сами священники на латыни пели религиозные драмы. К 15 столетию интерес к драматическим постановкам в обществе стал расти, что и стало предпосылкой появления на сцене первых профессионалов в театральном деле.
Первые актерские труппы были небольшими. Они бродили из одного места в другое, выступали преимущественно под открытым небом, выстроив простенькую дощатую сцену. Костюмы артистов были бедны и незатейливы, с большой натяжкой совпадающие с костюмами того исторического периода, к которому относилось проигрываемое действие.
В 18 веке в Европе культовым местом публики высшего света стали оперные театры, полные разнообразием декораций и зрелищностью. Все театры мира официально объединились под эгидой ЮНЕСКО в 1948 году.