210 лет со дня рождения Ференца Листа
Ференц Лист — прославленный композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, публицист. Один из ярких представителей музыкального романтизма. Его творческое наследие составляет около 1200 сочинений — опера, многочисленные поэмы и оратории, фортепианные сочинения, сольные песни, хоры.
Ференца Листа считают величайшим композитором-романтиком. Он получил от природы феноменальное дарование пианиста. Может так повлияла на него та комета, которая пронеслась над Венгрией в день его рождения, а может сама судьба уготовила ему долгую и интенсивную жизнь, насыщенную музыкой. Его имя неотделимо от культур нескольких стран. В Венгрии он родился, во Франции повзрослел, в Италии и Швейцарии превратился в настоящего виртуоза, в Германии прошел самый плодотворный период его жизни. Он стал основоположником особой музыкальной школы, получившей название Веймарской.
Родился Ференц Лист 22 октября 1811 года в небольшом венгерском городке Доборьян. Отца звали Адам Лист, он был одним из служащих князя Эстерхази. Мама Анна-Мария Лист — домохозяйка. В детстве Адам служил в оркестре того же князя, в подростковом возрасте научился играть на виолончели.
Мама будущего известного пианиста родом из города Кремсе-на-Дунае. Когда ей исполнилось девять, умерли ее родители и девочка осталась сиротой. После этого она переехала в Вену, где спустя годы и познакомилась со своим будущим мужем. Анна-Мария и Адам сочетались браком в январе 1811-го, а уже в октябре стали родителями своего единственного сына Ференца.
Адам очень хотел привить мальчику любовь к музыке, тем более, что он видел его незаурядные способности. С раннего детства отец начал заниматься с сыном музыкой, и это дало свои результаты — в восемь лет юный музыкант впервые вышел на сцену. По воле отца Лист играл на рояле в домах богачей.
Адам придерживался мнения, что талант нужно развивать, и поэтому отвез сына в Вену, город, в котором можно было найти лучших учителей музыки для наследника. После того, как Ференц осилил орган, пришла очередь фортепиано. Его учителем в то время был Карл Черни, причем отец смог договориться с маэстро, и он учил талантливого мальчика бесплатно.
Карл поначалу был не в восторге от своего ученика, Ференц рос тщедушным и слабым физически. Однако это сотрудничество принесло свои плоды, Лист постепенно превращался в универсального музыканта. Теоретическую часть занятий вел Антонио Сальери, которого всегда поражал талант юного Листа.
Кумиром Листа был Людвиг ван Бетховен. Перед ним благоговел и отец великого музыканта. После одного из выступлений Листа Бетховен поцеловал талантливого юношу, и Ференц пришел от этого в полный восторг. Эту встречу со своим кумиром Лист помнил всю жизнь.
ОДНАКО, НЕСМОТРЯ НА ОДАРЕННОСТЬ И НЕОРДИНАРНОСТЬ ЛИСТА, ЕГО БИОГРАФИЯ СКЛАДЫВАЛАСЬ НЕ ВСЕГДА РАДУЖНО. В ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОТЕЦ УВЕЗ ЕГО В ПАРИЖ, ОНИ НАЦЕЛИЛИСЬ НА УЧЕБУ В ПАРИЖСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. НО, ТАК КАК ЛИСТ НЕ БЫЛ ФРАНЦУЗОМ, ЕМУ ОТКАЗАЛИ В ПРИЕМЕ.
Уезжать из Франции они не имени никакого желания. Пришлось как-то зарабатывать себе на жизнь, и молодому дарованию пришлось давать концерты.
Юноша продолжал брать уроки музыки. Он учился у лучших педагогов консерватории — Антонина Рейха, Фердинандо Паера. Но вскоре жизнь послала ему очередное испытание — умер отец. На тот момент Ференцу только исполнилось 16, и он был потрясен этой трагедией. На протяжении трех лет Лист пытался бороться с депрессией.
Талант сына Адам развивал с юных лет, поэтому не было ничего удивительного в том, что Ференц начал писать собственные сочинения очень рано. У него уже было несколько написанных этюдов, когда он начал работу над оперой «Дон Санчо, или Замок любви». И это в четырнадцать лет! В 1825-м оперу представили на одной из самых престижных сцен — Grand Opera.
После того, как не стало отца, Лист столкнулся с реалиями мира. Это было время Июльской революции, вокруг бушевали страсти, велись разговоры о справедливости. Воодушевленный последними событиями, композитор создал свою «Революционную симфонию». С каждым новым выступлением, круг друзей и знакомых Листа расширялся, он близко сошелся с Никколо Паганини и Гектором Берлиозом.
Придя в восторг от творчества Паганини, Лист решил пока оставить концертную деятельность и заняться совершенствованием собственной техники. В те годы он приступил к переложению каприсов великого скрипача, и эту работу до сих пор считают непревзойденной.
Постепенно приходит понимание, что настоящий музыкант не просто создает музыку, но и учит других. До самой смерти Лист занимался музыкой с талантливой молодежью. Большую роль в творчестве Ференца сыграл Фредерик Шопен, музыку которого он мог слушать бесконечно.
Поговаривали, что великий Шопен не особо жаловал Листа. Однако после того, как они встретились в Париже, Фридерик был вынужден признать, что ошибался насчет его талантливости. Он назвал Ференца виртуозом и художником-исполнителем. Среди друзей Листа были Виктор Гюго, Александр Дюма, Альфред де Мюссе, Жорж Санд.
После переезда в Швейцарию, Ференц начал создавать сборник пьес под названием «Годы странствий». Однако стоит заметить, что занятие музыкой композитор уже не считал своим основным видом деятельности. Его звали на должность преподавателя Женевской консерватории. Он перестал выступать с концертами в Париже из-за своего конкурента — Сигизмунда Тальберга, так как парижане отдавали предпочтение последнему.
Лист придумал выступить с сольным концертом, причем в программе концерта не было ни одного музыканта, кроме него. С тех самых пор возникло разграничение между концертными и салонными выступлениями.
С каждым годом Ференц все больше тосковал по родине, он хотел побывать в родной Венгрии, и именно это побудило его отправиться в большое турне. Композитора с большим триумфом встретила Венгрия и Австрия, местным жителям повезло, они слышали живое исполнение прославленного музыканта. После одного из таких выступлений, Ференц получил похвалу от своего давнишнего конкурента — Сигизмунда Тальберга.
Лист не просто путешествовал, он выступал с концертами во всех странах, где побывал. Целых шесть лет длился его вояж, и за это время он посетил Турцию, Испанию, Португалию, объездил всю Европу и давал концерты в России. Ференц увлекся русской музыкой, и в итоге создал сборник, куда вошли отрывки русских опер.
В 1865-м Лист начал писать совершенно другую музыку. Это объяснялось тем, что композитор совершил обряд пострига в аколиты. Теперь в его творчестве преобладает духовная музыка. Чуть позже он написал оратории под названием «Христос», «Легенда о святой Елизавете», несколько псалмов, реквием и стал автором венгерской коронационной мессы.
Спустя десять лет музыкант решил вернуться на родину. В Будапеште он возглавляет Высшую школу музыки, становится наставником молодым дарованиям — Эмилю фон Зауэру, Карлу Таузигу, Морицу Розенталю, Софи Ментер. Именно в это время он пишет «Забытые вальсы», несколько рапсодий для фортепиано, закончит работу над циклом «Венгерские исторические портреты».
Первой любовью музыканта стала графиня Мари д’Агу, которая очень любила современное искусство. Девушка и сама сочиняла книги, однако при публикации использовала псевдоним Даниель Стерн, брала пример с Жорж Санд.
Их встреча состоялась вскоре после смерти отца Листа, когда композитор остро чувствовал одиночество. Мари была замужем, но это не помешало их бурному роману, развивавшемуся очень стремительно. Мари бросила мужа и привычную обстановку, уехала с любимым в Швейцарию. Влюбленные жили гражданским браком, и стали родителями троих детей — дочерей Бландины и Козимы, сына Даниэля.
Впоследствии Бландина вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье. Она прожила недолго, скончалась в 27. Козима дважды выходила замуж. Ее первым мужем стал пианист Ганс Бюлов, вторым — Рихард Вагнер. Сын Даниэль умер двадцатилетним юношей. Он болел туберкулезом. Отец долго не мог оправиться от этого потрясения.
Перемены в личной жизни Листа наступили после того, как в 1847-м он встретил Каролину Витгенштейн. Новая любовь Листа тоже оказалась замужней дамой, однако любовь с первого взгляда бросила их в пучину страсти. Они оставили свои семьи, порвали с прошлым и сбежали.
Религиозность Каролины не позволяла ей вступить в брак без разрешения русского императора и папы римского. Чтобы его получить, Лист уезжает в Европу, но время шло, а никакие перемены не наступали. Тогда влюбленные решились на поездку в Рим.
В 1886-м Листа пригласили принять участие в музыкальном фестивале. Выступать приходилось в условиях плохой погоды, Ференц сильно простудился. Его буквально свалила с ног сильная простуда, которую никто не лечил. Осложнения не заставили себя ждать — у музыканта началось воспаление легких. Постепенно он становился все более слабым, болезнь прогрессировала, ухудшалась работа других органов. Не стало исключением и сердце.
Прошло немного времени, у композитора сильно отекли ноги, он утратил способность самостоятельного передвижения. Теперь он постоянно нуждался в посторонней помощи. 19 июля 1886-го Лист дал свой последний в жизни концерт. Спустя двенадцать дней — 31 июля 1886 года родственники сообщили, что он умер. Это произошло в гостинице, рядом с ним находился верный камердинер.
Память о великом композиторе запечатлена в фильме «Грезы любви». Две серии этой ленты посвящены путешествию Листа в Россию, о том, как он встретил свою любовь — Каролину Витгенштейн. На снимке, который официально сопровождает фильм, Лист выглядит настоящей загадкой, как будто в нем живут две стороны одной личности — белая и черная.
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Фортепианные
Этюды высшего исполнительского мастерства
Большие этюды по Паганини
«Годы странствий»
Фантазия-соната «По прочтении Данте»
«Утешения»
Соната си минор
«Мефисто-вальс»
Венгерские рапсодии
Поэмы
«Что слышно на горе»
«Тассо. Жалоба и триумф»
«Прелюды»
«Орфей»
«Прометей»
«Мазепа»
«Праздничные звоны»
«Плач о героях»
«Венгрия»
«Гамлет»
«Битва гуннов»
«Идеалы»
«От колыбели до могилы»
Симфонии
«Фауст»
«Данте»