Ленин в театральных постановках
Образ Ильича оставался одним из главных политических символов революционной эпохи на протяжении всей истории советского государства.
После смерти Ленина в январе 1924 года была создана комиссия по увековечиванию его памяти, под председательством Феликса Дзержинского.
22 января 1924 года был открыт первый памятник вождю пролетарской революции. В этом же году стали издаваться альбомы фотографий В.И. Ленина. Одним из первых был скромно изданный форматом почтовой открытки альбом-буклет «Ильич».
В литературе первоначально основное место в Лениниане занимала поэзия. В январе 1924 года Михаил Герасимов написал стихотворение «Его памяти», на смерть вождя откликнулись А. Акопян, Н. Асеев, Э. Багрицкий, В. Сосюра, С. Стальский, Г. Табидзе и другие поэты. В октябре 1924 года была опубликована вершина Ленинианы — поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Своими путями шла к образу Ленина и проза. В 20-х годах сначала было распространено косвенное воссоздание образа Ленина, образ-упоминание, затем появились первые произведения, в которых Ленин фигурирует как действующее лицо. (Краткая литературная энциклопедия)
Первая попытка воспроизвести на экране образ В.И.Ленина связана с использованием опыта хроникальных съемок. В 1919 году режиссер В.Р.Гардин и оператор А.Левицкий сняли одну из актерских сцен агитфильма «Девяносто шесть» на Красной площади в момент выступления с грузовика В.И.Ленина. В 1927 году вышли два игровых фильма («Русские не сдаются» и «Октябрь»).
Первые пьесы о В. И. Ленине были поставлены в 1937 г., в дни 20-летия Октябрьской революции: «На берегу Невы» К. А. Тренева в Малом театре, «Правда» А. Е. Корнейчука в Театре Революции, «Человеке ружьем» Н. Ф. Погодина в Театре имени Евг. Вахтангова. В этих пьесах были запечатлены исторические дни кануна Октября, и заканчивались они речью Ленина о победе социалистической революции. Общей для этих произведений была важнейшая мысль о кровной связи революционных масс с большевиками, борющимися за коренные интересы народа. В каждой из названных пьес герой — рядовой солдат — встречается с Лениным.
К. А. Тренев в пьесе «На берегу Невы» воссоздал колоритные приметы переходного времени от февраля к Октябрю, умонастроение масс, рвущихся к свержению буржуазно-помещичьего гнета, изображал врагов революции, полных ненависти к революционному народу.
Спектакль «Правда» Корнейчука предоставил актеру М. М. Штрауху гораздо больше возможностей для воплощения образа вождя на сцене. Штраух сумел передать характерные черты облика В. И. Ленина, его манеру говорить, выступать перед массами, слушать собеседника, проникаясь его нуждами и заботами. Н. К. Крупская считала, что исполнение Штрауха позволяет представить живого Ильича.
Более глубоко разработана ленинская тема в пьесе Погодина «Человек с ружьем». Несмотря на то что В. И. Ленин появляется здесь лишь в трех эпизодах, он находится в центре событий, притягивая к себе всех действующих лиц. В пьсе образ Ленина воплотил Щукин. Горький сказал, что Щукину по силам образ Ленина. Спектакль Театра имени Евг. Вахтангова (режиссер Р. Н. Симонов), где слились воедино эпический замысел, героика времени,, бытовые наблюдения, юмор диалогов и отдельных ситуаций, стал большим событием для советского театра.
Позднее Погодин написал еще две пьесы о В. И. Ленине, вместе с первой они составили трилогию. В «Кремлевских курантах» предстает образ В. И. Ленина, полный оптимизма, «воли к жизни и бесстрашия разума» (М. Горький). В постановке МХАТа (1942) в роли В. И. Ленина выступил А. Н. Грибов;
Завершающая пьеса трилогии — «Третья патетическая» (1958) — рассказывает о последних годах жизни В. И. Ленина. Он размышляет об итогах и перспективах великой революционной работы, которую в беседе с Горьким называет «изумительной по своей исторической значимости». Здесь драматург впервые ввел внутренний монолог В. И. Ленина, способствующий более глубокому пониманию его духовного мира.
В послевоенные годы во многих советских театрах ставились спектакли на ленинскую тему. Одна из таких пьес — «Семья» И. Ф. Попова рассказывала о юности Володи Ульянова. В спектакле Московского театра Ленинского комсомола (1949) проникновенный образ матери В. И. Ленина — Марии Александровны Ульяновой создала С. В. Гиацинтова.
В Лениниане 60—70-х гг. заметное место заняли пьесы М. Ф. Шатрова о послереволюционных годах жизни В. И. Ленина. Драматург выбирает острые, порой трагические моменты истории. Пьеса «Шестое июля» написана на строго документальной основе.
В спектакле театра «Современник» по пьесе Шатрова «Тридцатое августа. Большевики» (1968, возобновлен в 1986 г.) В. И. Ленина на сцене нет. Тяжело раненный выстрелом эсерки Каплан, он находится где-то за высокой белой дверью, перед которой — его верные соратники, деятели партии. Образ В. И. Ленина вырастает из их чувств, волнений, мыслей, постоянно обращенных к вождю.
В конце 70-х гг. широкую известность получила пьеса Шатрова «Синие кони на красной траве. Революционный этюд», посвященная событиям 1920 г., когда выдвигались неотложные, актуальные и в наши дни проблемы строительства социалистической культуры, воспитания молодежи, борьбы с бюрократизмом, в решении которых особенно важны ленинское понимание, ленинские принципы. Автор предлагает своеобразный эксперимент, поручая актеру выступления «от имени Ленина», сталкивающегося с разными общественными явлениями, встречающегося с разными людьми.
Поставленная МХАТом в 1982 г. пьеса Шатрова «Так победим!» содержит сцены острой дискуссии, развернувшейся в 1918 г., в дни борьбы за Брестский мир. В сложившейся тяжелой обстановке В. И. Ленин со свойственной ему проницательностью видел необходимость немедленного заключения мирного договора с агрессивным германским империализмом. Образ Ленина раскрывается в напряженном споре с теми, кто выступал против Брестского мира.
В 1980 г. Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького поставил спектакль — композицию по избранным страницам драматургической Ленинианы — «Перечитывая заново», соединив наиболее сильные эпизоды из трилогии Погодина, «Революционного этюда» Шатрова, «Гибели эскадры» Корнейчука (режиссер Г. А. Товстоногов). Цель создателей спектакля заключалась в том, чтобы показать созвучие ленинских традиций, мыслей, действий сегодняшнему дню. Создавая образ В. И. Ленина, актер К. Ю. Лавров подчеркнул пытливость глубокой ленинской мысли, постоянное внимание В. И. Ленина не только к глобальным проблемам, но и к частным, «рядовым» событиям и явлениям, к судьбам простых людей, его деятельную мечту о прекрасном будущем человечества.
К 70-летию Великого Октября Театр имени Евг. Вахтангова поставил пьесу Шатрова «Брестский мир». В роли В. И. Ленина в спектакле (режиссер Р. Р. Стуруа) выступил М. А. Ульянов.